Вернуться в блог

Как составлять и использовать цели спринта

Создание эффективных целей спринта напоминает написание подсказок для поиска клада. Если сделать их слишком подробными, вы убьете весь интерес. Если дать недостаточно информации, никто не найдет сокровище. Помимо достижения этого трудного баланса, вы также можете обнаружить, что вам придется написать вашу цель спринта в спешке, за минуты до начала поиска.

Написание цели спринта никогда не кажется самым важным приоритетом в конце одного спринта и начале другого. Тем не менее эффективная цель спринта может определить успех или провал вашего спринта.

В этой статье мы покажем вам, как написать отличную цель спринта для вашей команды. Мы рассмотрим:

  • Что такое цель спринта?
  • Постановка цели спринта
  • Шаблоны целей спринта
  • 6 характеристик высокоэффективной цели спринта
  • Чеклист цели спринта

Что такое цель спринта?

Цель спринта - это краткое утверждение, которое дает вашему спринту цель, направление и фокус. Обычно цель составляет владелец продукта, и она помогает Scrum команде расставлять приоритеты, измерять прогресс и принимать решения во всех мероприятиях, включая планирование спринта, ежедневные дейли встречи, ретроспективы, и во время самого спринта.

«Вы должны быть очень осторожны, если у вас нет цели спринта, потому что вы можете ее не достичь».

Agile-воплощение легенды бейсбола Йоги Берры

Команда разработчиков концентрирует свои усилия на достижении цели спринта во время спринта, время которого обычно ограничивается двумя неделями. Обычно цель состоит в том, чтобы предоставить работающее обновление продукта, которое решает проблему клиента. Вы также можете установить цель спринта, чтобы проверить предположение или снизить риск, например, решить проблему технического долга.

Вот объяснение, которое мы использовали ранее, чтобы показать отношение цели спринта к другим артефактам Scrum:

Вы можете думать о Бэклоге Продукта как о карте со множеством привлекательных мест, которые вы можете посетить, но не за одну поездку (ваш Спринт). Для каждой поездки вам нужно выбрать один пункт назначения (вашу цель спринта). Чтобы добраться туда, вам нужен маршрут (Бэклог Спринта) и пошаговые инструкции (рабочие элементы в вашем Бэклоге Спринта, а также пользовательские истории (user story) и критерии приемки в каждом элементе Бэклога Спринта).

Постановка цели спринта

Процесс формирования целей спринта в Agile
  1. Владелец продукта должен подготовить один или несколько черновых вариантов целей до начала планирования спринта. Это позволяет избежать потери большого количества времени на совещании по планированию спринта, пытаясь достичь консенсуса относительно того, что станет хорошей целью спринта.
  2. Владелец продукта должен поделиться черновиком цели спринта во время первой части планирования спринта или даже асинхронно, еще до встречи. Владелец продукта должен объяснить, почему эта цель создаст ценность для клиента, и прояснить, как цель служит долгосрочному видению и дорожной карте.
  3. Вы можете настроить и изменить цель спринта во время планирования спринта, поскольку вы получите более четкое представление о предстоящем спринте, включая то, над чем вы собираетесь работать и как. Обратите внимание, что владелец продукта также должен получать информацию от разработчиков и лидера команды, чтобы каждый участник мог достичь цели спринта.
  4. Как Владелец продукта, вы проведете окончательную проверку цели спринта в конце мероприятия по планированию спринта и убедитесь, что задачи в вашем бэклоге спринта помогут вам достичь этой цели. Спросите каждого, согласны ли они с тем, что общая цель достижима. Затем напомните членам команды, что успех спринта измеряется целью спринта.
  5. Теперь вы можете разместить цель спринта на доске задач. Например, вы можете разместить его в одном из столбцов на вашей доске. Вы можете ссылаться на него во время ежедневных встреч (дейли), чтобы измерять прогресс и оценивать блокеры, которые мешают в их достижении.

Шаблоны целей спринта

Вам не нужно начинать с нуля при составлении цели спринта. Вот несколько удобных шаблонов и схем целей спринта, которым вы можете следовать.

Шаблон цели спринта от scrum.org

Шаблон от scrum.org прост и не требует особых усилий для заполнения.

Наше внимание сосредоточено на <Результате> 

Мы считаем, что это оказывает <Влияние> на <Клиента>.

Это будет подтверждено, когда <Происходит событие> 

Пример из их статьи этого шаблона в действии:

Наше внимание сосредоточено на отправке обычного электронного письма, содержащего ссылку на электронную таблицу. Мы считаем, что это придает нашей организации уверенность в продукте. Это будет подтверждено, когда мы получим электронное письмо в почтовом ящике.

Шаблон цели спринта от Романа Пихлера

Роман Пихлер, эксперт по управлению продуктами, возможно, имеет самый часто упоминаемый шаблон целей спринта в интернете — похоже, все ссылки ведут на него.

Он сложнее, чем шаблон от scrum.org, но у вас будет более подробная и безотказная цель.

Как вы можете видеть на изображении выше, шаблон Романа обширен. Вам потребуется указать цель, метод и показатели, которые вы будете отслеживать. Источник: https://www.romanpichler.com/.

Пример цели спринта от scrum.org с использованием шаблона Романа может выглядеть следующим образом:

  • Цель: отправить простое электронное письмо со ссылкой на электронную таблицу.
  • Метод: отправьте электронное письмо тестировщикам и заинтересованным сторонам прямо из нашего продукта. (Электронное письмо не может быть макетом или фиктивным решением, которое не работает или не масштабируется в реальном продукте.)
  • Метрики: успех доставки электронной почты, измеряемый количеством кликов в наших отчетах.

Система «особенность-преимущество-выгода»

Гай Маслен, Scrum-мастер из Новой Зеландии, выделяет три вопроса при построении цели:

  • Особенность: Что получит заинтересованная сторона (стейхолдер).
  • Преимущество: Что и как делает эту функцию особенной.
  • Выгода: Определяет бизнес-результат.

Гай приводит следующий пример цели, основанной на этой структуре: «Создание презентации PowerPoint одним щелчком мыши с помощью <инструмента отображения панели>, чтобы вы могли легко делиться результатами с клиентами, экономя время».

Цель спринта как заголовок газеты

Тренер по Agile Люк Сальвони предлагает командам писать свои цели спринта как заголовки газет. Как бы вы на первых полосах рассказали о вашем успешном спринте?

Люк говорит, что это помогает сделать цели спринта короткими, быстрыми и по технологии SMART – конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени.

Примером цели как заголовка может быть: «Команда Raphael демонстрирует функцию XYZ, позволяющую сэкономить 100 долларов на хостинге в расчете на одного клиента».

Цель спринта в твиттере

Наше собственное эмпирическое правило, которое вы можете объединить с другими шаблонами, описанными здесь, заключается в том, что ваша цель спринта должна умещаться в твите. В идеале оно должно быть не более 140 символов. Но при необходимости вы можете увеличить его до 280.

6 характеристик высокоэффективной цели спринта

Теперь, когда вы составили цель спринта, сверьте ее с этими шестью пунктами, чтобы убедиться, что она будет эффективной.

1. У неё есть назначение

Эффективные цели спринта определяют, чего вы хотите достичь во время спринта и почему это важно.

Включив назначение в цель спринта, команда лучше поймет, чего вы пытаетесь достичь, и что является ожидаемым результатом. Затем они могут использовать эти знания, чтобы предложить лучшие способы достижения этой цели во время планирования спринта или найти решения, когда в спринте возникают проблемы.

Пример цели с назначением и без:

  • Без назначения: добавьте способ оплаты биткоина в процесс оформлении заказа.
  • С назначением: добавьте бесплатный или недорогой способ оплаты в процесс онлайн-оплаты, поскольку 30% клиентов отказываются от корзин покупок из-за высоких комиссий за транзакции.

2. Она учитывает клиентов или бизнес

Эффективный спринт создает ценность для клиентов или положительно влияет на бизнес. Вы можете гарантировать, что ваша цель спринта приносит пользу, четко указав ожидаемое влияние на клиента или на бизнес.

Задайте эти вопросы, чтобы проверить свою цель спринта:

  • После достижения этой цели, что теперь могут делать пользователи такого, чего они не могли раньше?
  • Какой части бизнеса помогает эта цель спринта и каким образом?

Остерегайтесь размытых заявлений вроде «это поможет маркетинговой команде» или «это увеличивает прибыль компании».

Вместо этого сделайте свою цель конкретной и значимой, а если не можете, попросите разъяснений у стейкхолдеров. Неопределенность приводит к недоразумениям во время спринта, которые могут заставить членов команды двигаться в разных направлениях.

Пример цели спринта с учетом и без учета пользователя или бизнеса:

  • Без: Расширьте возможности доставки за счет доставки в тот же день.
  • С ним: Расширьте возможности доставки, чтобы клиенты из любой части страны могли пользоваться доставкой в тот же день, что поможет увеличить доход на 10%.

3. Она определяет результат

Включение желаемого результата делает цель спринта явной. Это поможет вам без сомнения узнать, достигла ли команда этого. Вы либо выполнили результат, либо нет.

Пример цели спринта с результатом и без него:

  • Без: Улучшить коэффициент удержания нашего мобильного приложения.
  • С ним: Улучшить ежемесячный коэффициент удержания на 10 % до конца года, чтобы у нас была достаточно большая клиентская база для проведения статистически значимых A/B-тестов.

4. Она не боится неудач

Более опытным командам следует рассмотреть возможность постановки амбициозных целей спринта, чтобы ускорить прогресс и обучение. Некоторые из ваших целей вы не достигнете, и это нормально.

Неудача дает вам данные и идеи, из которых вы можете извлечь уроки, если вы:

  • Заранее продумаете, чему вы пытаетесь научиться, и включите это в свою цель спринта.
  • Найдите время подумать о любых неудачах во время обзоров спринта и ретроспектив.

Такое обучение ведет к постоянному совершенствованию — принципу Agile разработки, который является неотъемлемой частью структуры Scrum. Изучайте и улучшайте что-то в каждом новом спринте, и ваша производительность и качество продукта смогут как минимум удвоиться.

Пример цели спринта со страхом неудачи и без него:

  • Без: Увеличение трафика на нашей целевой странице регистрации.
  • С ним: Удвоено количество еженедельных регистраций на нашей целевой странице.

5. Она на стороне команды

Владелец продукта вносит один или несколько черновых вариантов целей спринта в планирование спринта, а команде разработчиков необходимо принять и почти в буквальном смысле – работать над достижением цели.

Доверять команде планирование того, как она выполняет работу — важный принцип Agile. Это означает, что они вносят свой вклад и соглашаются с окончательной формулировкой цели спринта.

Это теория Scrum. В действительности владельцы продуктов, часто под давлением заинтересованных сторон, могут диктовать цель спринта. Но как только вы пересечете или, скорее, сожжете этот мост, вы создадите нисходящую спираль, из которой невозможно выбраться.

Команда не возьмет на себя ответственность за поставленную цель. Вот почему важно убедиться, что голос команды представлен в окончательной цели спринта.

Пример цели спринта, которая поддерживает команду, и цели, которая не поддерживает:

  • Без: Любая цель спринта, которую команда не взяла на себя.
  • С: Любая цель спринта, которую команда взяла на себя и которую понимает.

6. Она остается конкретной

Четко определенная, таргетированная цель спринта показывает, что действительно важно в этом спринте, и говорит, что всё остальное уже имеет меньшее значение.

Перефразируя Стива Джобса: фокусированная цель спринта — это не только сказать «да» одному делу, но и «нет» сотне других вещей, которые вы могли бы сделать в этом спринте.

Этот совет легко понять, но ему трудно следовать. У большинства владельцев продукта есть много стейкхолдеров, у каждого из которых есть списки высокоприоритетных задач. Вы хотите избежать раздутых целей спринта, которые в лучшем случае ни к чему не ведут, а часто приводят к катастрофе. Один из способов сделать это — четко определить и конкретизировать цели спринта.

Пример тонкой цели спринта:

  • Без: добавьте функции A, B и C, а также попытайтесь рассмотреть жалобы клиентов X, Y и Z, если у вас осталось время.
  • С: Убедитесь, что функция A создана и выпущена, чтобы мы могли собрать данные об использовании во время следующего спринта, которые показывают, добавляют ли функции B и C ценность и их следует развивать.

Контрольный чеклист целей спринта

Хорошо продуманная цель спринта — полезный инструмент на протяжении всего спринта.

Вот окончательный контрольный список того, как эффективные Agile-команды формируют свои цели.

Эффективные Agile-команды используют свои цели спринта, чтобы:

  • Дать владельцу продукта указание, какие элементы бэклога продукта (PBI) следует уточнить и расставить приоритеты при подготовке к планированию спринта.
  • Помочь команде разработчиков выбрать PBI для бэклога спринта во время планирования спринта.
  • Сообщить о целях спринта заинтересованным сторонам.
  • Измерять прогресс во время дейли встреч.
  • Поощрять командную работу и командную концентрацию посредством общей единой цели.
  • Изменить направление или план во время спринта, если вы столкнетесь с препятствиями.
  • Понимать, какие данные и отзывы нужно собрать во время спринта, чтобы проверить успех в обзоре спринта.
  • Учитывайте собранные данные в случае успеха или неудач, и обсуждайте их во время ретроспектив, чтобы улучшить свой следующий спринт.

Давайте закончим цитатой со scrum.org о полезности наличия цели спринта:

Мы не можем идеально планировать неизвестное… Цели спринта помогают сосредоточиться на целях, которые мы хотим достичь, и обеспечивают гибкость в обсуждении работы для достижения этих целей.

Не стесняйтесь использовать этот контрольный список целей спринта со своей командой при постановке целей спринта!

Чеклист по работе с целями спринта

Становитесь лучше, изучая и используя передовые инструменты для Agile команд

Начать бесплатно