Вернуться в блог

Лучшие практики Agile-ретроспективы

Ретроспективные встречи являются важными компонентами работы в рамках Agile. Эти встречи дают командам возможность подумать о своем последнем спринте, узнать, что сработало хорошо, выявить возможности для улучшения и обсудить, как использовать эти знания для продвижения вперед.

Некоторые компании проводят ретроспективы в конце каждого спринта или после нескольких итераций. Если приоритеты или требования внезапно меняются, ретроспектива может быть проведено даже в середине спринта.

Неэффективная ретроспектива

К сожалению, при неправильном проведении ретроспективы, они становятся непродуктивными или, что еще хуже, обескураживающими.

Иногда всплывают одни и те же темы, из-за чего создается впечатление, что ничего не делается. Если вам постоянно кажется, что прогресса нет, это может быть признаком того, что задачи нужно сделать более четкими и действенными.

Иногда встреча превращается в перекладывание обвинений. Члены команды должны избегать личных нападок и вместо этого сосредотачиваться на процессе, а не на человеке, предлагая критическую обратную связь. Участники должны прийти на встречу с открытым сердцем и уважительно относиться к другим членам команды. Фасилитатор должен установить четкие правила взаимодействия, которые все члены команды должны соблюдать по мере необходимости, чтобы избежать возможных сложностей.

И не устраивайте встречи только потому, что так говорит Agile! Когда команды проводят ретроспективы только потому, что их рекомендуют agile-гайдлайны, участники могут чувствовать себя отвлеченными или незаинтересованными. Понимание того, что ретроспективы дают командам возможность решать проблемы, должно исходить изнутри.

Для того, чтобы понять, готова ли ваша команда сейчас провести ретроспективу, и в целом понять настроение в вашей команде, вы можете перед ретроспективой провести проверку здоровья (health check) команды.

Проведение продуктивных ретроспектив

Чтобы проводить продуктивные ретроспективные встречи, которые будут интересны вашей команде, следуйте дальнейшим рекомендациям:

1. Запланируйте встречу с повесткой дня, ограниченной по времени.

Убедитесь, что встреча запланирована заранее, проводятся лично, например в одном офисе или при помощи онлайн инструментов. Избегайте ретроспектив по электронной почте или с каждым членом команды по отдельности. В идеале встречи должны длиться от 30 минут до одного часа, но их можно сделать длиннее или короче в зависимости от масштаба встречи.

Ограничьте повестку дня, чтобы собрание было сфокусировано и двигалось вперед. Например, 45-минутная ретроспектива будет запланирована так:

  • 5 минут: Проведите разминку, которая поможет улучшить настроение членов команды.
  • 5 минут: Установите правила взаимодействия и напомните команде о повестке дня.
  • 10 минут: Обсудите, что за прошлую итерацию было хорошо, а что плохо.
  • 5 минут: Сгруппируйте карточки по смыслу, придумайте общее название для группы карточек. 
  • 5 минут: Сформируйте список наиболее приоритетных вопросов.
  • 15 минут: Обсудите карточки, набравшие большее количество голосов.

2. Установите четкие границы для разговора.

Сосредоточьтесь на процессе, а не на людях. Ретроспективы должны быть безопасным пространством для членов команды, чтобы они могли высказывать честное мнение, не беспокоясь об осуждениях. Определите период времени и темы для обсуждения и сосредоточьтесь на улучшениях.

Работайте над созданием культуры, в которой члены команды могут давать и получать конструктивную обратную связь.

3. Поощряйте активное участие членов команды.

Эффективная ретроспектива гарантирует, что у каждого члена команды есть возможность поделиться своим мнением, и при этом один или два человека не будут прерывать обсуждение.

Это можно делать с помощью стикеров, когда все участники находятся в одной комнате, или же при помощи онлайн инструментов, если у вас распределенная команда. Например компания Retrius предоставляет платформу для проведения интерактивной онлайн ретроспективы для удаленных команд, в которой каждому члену команды предоставляется возможность делиться своим мнением в полностью анонимном формате.

4. Сгруппируйте и обсудите карточки.

После того, как все члены команды сформировали карточки со своим мнением, соберите их в общие смысловые группы, так их будет проще обсуждать.

После того, как общие группы сформированы, определите, что команде наиболее важно и что стоит обсудить в первую очередь, для этого вы можете провести точечное голосование.

По завершению голосования, начните обсуждение наиболее приоритетных групп и карточек. Активно обсуждайте карточки, привлекая к обсуждению всю команду. В процессе обсуждения, старайтесь формировать план действий, по дальнейшему улучшению. Например, если наиболее приоритетной оказалась карточка, в которой члены команды говорят о проблемах с постановкой требований к задачам, постарайтесь выяснить, что именно не устраивает команду, и сформируйте действие, которое поможет улучшить процесс постановки задач, возможно даже потребуется дополнительная встреча вместе с командой.

5. Используйте время для решения проблем.

Ретроспективы предлагают прекрасную возможность коллективно улучшить работу. С растущими приоритетами и обязательствами может быть легко постоянно переносить встречу или не делать ее приоритетной, но это может быть вам во вред. Эти сеансы дают команде время для перезагрузки. Лучше предусмотреть любые проблемы, которые преследуют вашу команду, чтобы вы могли предотвратить их возникновение в будущих итерациях.

Начните с малого, устроив 30-минутные ретроспективу, чтобы доказать ценность для участников. Если вы проведете эффективную ретроспективу, ваши коллеги, скорее всего, начнут просить больше из-за пользы, которую они получат от нее.

Становитесь лучше, изучая и используя передовые инструменты для Agile команд

Начать бесплатно